Смазка ВНИИНП-223 представляет собой мягкую мазь коричневого цвета. Она имеет хорошие низкотемпературные свойства. Благодаря изготовлению на синтетическом масле — диоктилсебацинате — испаряемость ее невелика даже при 150°С. Смазка ВНИИНП-223 рассчитана на применение при частотах вращения до 60 тыс. об/мин, температурах до 150 °С и давлении порядка 10 Па (0,1 мм рт. ст.). В недостаточно герметизированных узлах трения ее следует применять до 120 °С.
Смазки ВНИИНП-223 и ВНИИНП-228 были разработаны для гироскопов, но применяются и в других квалифицированных механизмах. Ими смазывают подпятники, подвески, храповые колеса приборов, а также прецизионные шарикоподшипники скоростных шпинделей станков при D*n до 500000 мм*об/мин. Значительная отпрессовываемость масла объясняется особенностями структуры смазки, а не плохой коллоидной стабильностью. Комплексное натриевое мыло, входящее в ее состав, менее растворимо в воде, чем обычные натриевые мыла. Однако смазку ВНИИНП-223 нельзя считать водостойкой. В водной среде при 20°С у смазки образуется белый налет, а при 100 °С она полностью эмульгируется. Но для гироскопических смазок водостойкость не имеет принципиального значения. В состав приборной смазки ВНИИНП-223 входит противоизносная присадка. Присадка ядовита; поэтому при обращении со смазкой необходимо соблюдать меры предосторожности (на таре должна быть надпись «Ядовито»).
Смазку ВНИИНП-223 выпускают не только по стандарту, но и по ТУ 38.101418—73. Состав и свойства смазок, выпускаемых по стандарту и техническим условиям, идентичны. В технических условиях лишь предусмотрены некоторые дополнительные испытания смазки: определение пенетрации, синерезиса и испаряемости (по отмененному ГОСТ 2633). С 1979 г. часть этих испытаний, проводимых по устаревшим методикам, заменяется более современными методами, что практически устранит различия в требованиях стандарта и технических условий.