Смазка 1-13 по внешнему виду представляет собой однородную слабозернистую мазь от темно- до светло-желтого цвета. Стандарт на смазку утвержден в 1995 году, срок его действия не ограничен Технические условия ТУ 38.40158142-95 допускают использовать для производства смазки различные базовые масла. На заводе АЗМОЛ смазку 1-13 готовят из смеси масел гидравлических АУ и И-50А. Завод имени Шаумяна применяет менее вязкую смесь, используя И-20А вместо И-50А. Наименее вязкую дисперсионную среду - смесь масла И-50А и МВП употребляют на заводе РИКОС. Разнообразие дисперсионных сред предопределяет различную морозостойкость смазок, приготовляемых этими заводами. Смазку 1-13 загущают натриевыми мылами жирных кислот, входящих в состав касторового масла. Кроме того, она содержит немного кальциевого мыла тех же кислот, присутствие которого мало сказывается на ее структуре и свойствах. Смазку 1-13 практически невозможно отличить от чисто Na-смазки - жирового консталина. В смазку 1-13 можно вводить до 0,75% воды, однако это не обязательно. Если в составе солидола вода играет роль стабилизатора структуры, то в смазке 1-13 она является балластом. Хотя необходимо отметить, что содержание воды допускается стандартом. Водостойкость смазки 1-13 низкая; при контакте с водой она растворяется в ней и эмульгируется. Наименование "универсальная, тугоплавкая, водостойкая" (сокращенно УТВ) было дано этой смазке в отмененном стандарте (ГОСТ 1631-61) совершенно необоснованно. При контакте поверхностного слой смазки с влажным воздухом он может обводниться. При этом эксплуатационные характеристики смазки ухудшатся.
При упаковке в картонные барабаны срок хранения смазки 1-13 и близких к ней (жирового консталина, карданной и др.) не должен превышать трех лет. При более длительном хранении, вследствие поглощения влаги из воздуха, их характеристики ухудшаются, в частности падает предел прочности, снижается температура каплепадения, возрастает содержание воды. При использовании герметичной тары допустимый срок хранения увеличивается до пяти лет и более. Смазка 1-13 непригодна для консервации механизмов и изделий из металла. Только при невысокой влажности воздуха или кратковременном контакте с влагой смазка 1-13 может предотвратить коррозию.
Количество масла, выделяющегося из смазки 1-13 при хранении, невелико. Это обусловлено достаточно большой вязкостью входящего в нее масла и высокой концентрации мыла. Довольно большая отпрессовываемость масла из смазки 1-13 связана с грубоволокнистой структурой натриевых смазок и отнюдь не указывает на ее низкую стабильность при хранении. В смазку 1-13 антиокислительные присадки не вводят. Поэтому ее стабильность в условиях применения при повышенных температурах или длительной эксплуатации ухудшается. Достаточно высокая вязкость базового масла и большая концентрация загустителя ухудшают низкотемпературные свойства смазки 1-13; в этом отношении она уступает солидолам. В частности уже при 0°С пропрессовка смазки 1-13 в узлы трения нагнетателями затруднена, а при -15°С невозможна. Смазку 1-13 используют в разнообразных подшипниках качения, реже - в подшипниках скольжения и в других узлах трения. Чаще всего ею смазывают подшипники электродвигателей (при температурах до 80-90°С), ступицы колес автомобилей и другие аналогичные узлы трения. Срок службы ее в подшипниках достаточно велик; так, в подшипниках электромоторов ее заменяют каждые три года.
Смазка 1-13 имеет и недостатки. Основные из них - недостаточная водостойкость и посредственные низкотемпературные свойства. Кроме того, ее готовят на дорогом сырье (мыла касторового масла), и поэтому она малорентабельна. Однако в настоящее время смазка широко распространена.
До недавнего времени выпускали модификацию смазки 1-13 под наименованием Железнодорожная 1-ЛЗ (ГОСТ 12811-67). Несущественное различие между ними состояло во введении в смазку 1-ЛЗ антиокислительной присадки. Сейчас смазка 1-ЛЗ, применявшаяся в буксах железнодорожных вагонов, заменена смазкой ЛЗ-ЦНИИ.